Несколько дней назад губернатор Калифорнии Джерри Браун подписал закон, который обязывает все корпорации штата включать в совет директоров женщин. Теперь, до конца 2019 года, все публичные компании должны включить в совет директоров по меньшей мере одну женщину, а к 2021 году — не меньше двух, если совет директоров состоит из пяти человек, и не меньше трех, если из шести. Неисполнение закона повлечет за собой штраф в размере от $100 000 до $300 000. Авторы законопроекта ссылались на отчет банка Credit Suisse, согласно которому корпорации, которыми руководят женщины, продемонстрировали большую устойчивость в ходе кризиса 2008 года. Шесть лет исследований Credit Suisse доказывают, что такие компании менее склонны к рискованным бизнес-стратегиям и быстрее приносят прибыль: средний рост чистой прибыли компаний с женщинами-управленцами составил 14% за исследуемый период, в то время как у компаний без женщин в руководстве — 10%.
Есть и другие исследования (PwC, BCG, McKinsey), которые доказывают, что у женщин — большой управленческий потенциал и их работа на руководящих должностях или в совете директоров качественно повышает ряд показателей, в том числе и финансовых.
Что российские женщины — топ-менеджеры думают о выводе американских чиновников: женщины-руководители положительно влияют на бизнес-показатели компании?
Ссылаясь на свой опыт, могу сказать, что разнообразие всегда положительно влияет на атмосферу в коллективе и способность команды и компании решать сложные вопросы, создать ценность для клиентов. Женское лидерство зачастую объединяет как профессиональные навыки, так и более мягкие элементы управления: сопереживание, учет эмоций, коммуникационные способности. Все они являются очень важными навыками для современного менеджера.
Безусловно, балансировка гендерного состава в руководстве компаний — позитивная тенденция и ей надо уделять самое пристальное внимание. В то же время, закрепление ее на законодательном уровне может привести к некому формализму. Поэтому важно, с одной стороны, понимать, что ценность сотрудника заключается не в том, мужчина это или женщина, а в исключительно профессиональных качествах, а с другой — важно обеспечить равные шансы для всех сотрудников компании.
Я считаю такой вывод некорректным. Он подразумевает, что женщины какие-то другие люди, нежели мужчины. Женщины по интеллектуальным способностям и другим деловым качествам не уступают мужчинам. Они равны. А закон, в свою очередь, направлен не на повышение эффективности советов, а на восстановление справедливости и создание возможностей для самой крупной дискриминированной группы людей в мире. Есть исследования, результаты которых не вызывают сомнения — существует разница в оплате труда между мужчинами и женщинами на одних и тех же позициях и с одинаковыми способностями (насколько я помню, около 25%), существует «стеклянный потолок» из традиций, предубеждений и мужской солидарности, который мешает женщинам продвигаться по карьерной лестнице. И именно с этим нужно бороться.
На мой взгляд подобные квоты не только обижают женщин, они еще и вредят бизнесу. Данный закон не помогает женщинам, а понижает их статус и возможности. Любое искусственное ограничение, сделанное не по признаку необходимости для бизнеса, а по каким-либо другим (пол, раса, национальность, цвет глаз и другое) будут снижать качество управления.
Гендерный баланс в руководстве компаний становится все важнее с каждым годом. Все больше женщин можно увидеть на управленческих позициях более высокого уровня, а также в технически сложных «неженских» областях и направлениях бизнеса. Можно выделить три основные причины, почему так происходит:
— Мы живем в период изменений, когда agility (адаптивность) становится очень важна в бизнесе, а также все важнее становится горизонтальное взаимодействие, так как организационные структуры сильно изменились, перейдя от вертикальных в матричные и горизонтальные.
— Природное умение женщины адаптироваться, балансировать и находить компромиссные win-win решения становится особенно актуальным. К тому же, каждый день появляется все больше успешных примеров управления.
— Все больше россиянок, вдохновляясь примером других, идут по пути развития, получая необходимое образование и навыки. Рост числа женщин на управляющих позициях будет набирать обороты, независимо от внедрения системы квотирования, потому что он сам подтверждает свою эффективность.
Таким образом авторы законопроекта стремятся найти оппонента мужчинам в совете директоров компаний. Это, действительно, позволит посмотреть на проблемы со всех сторон, под углом 360 градусов. Ведь логика мужская и женская отличается, и обсуждение той или иной ситуации с учетом разных точек зрения поможет добиться лучших финансовых показателей.
Психология женщины дает ряд преимуществ в управлении, благодаря которым она может стать успешным лидером. Однозначное преимущество женщины — многозадачность, или умение «действовать параллельно». Также у женщин, как правило, лучше развиты коммуникационные навыки, они более гибкие и имеют низкий аппетит к риску при принятии решений, что приводит компании к лучшему финансовому результату. По данным отчета McKinsey в 2018 году, чем больше разнообразие (присутствие как мужчин, так и женщин) в команде высшего руководства компаний, тем выше эффективность бизнеса: при повышении разнообразия на каждые 10% показатель прибыли до вычета процентов и налогов (EBIT) растет на 3,5%
Женский стиль руководства напрямую влияет на бизнес-показатели, и он существенно отличается от мужского, иногда более авторитарного и властного. Женщины более выносливы в сложных ситуациях и внимательны к деталям. Это помогает им в нужный момент сосредоточиться на главном в достижении цели. На работе, как и в семье, женщинам приходится принимать большую часть решений и стараться сделать так, чтобы все приходили к единому мнению. Они более склонны к сотрудничеству и общению, в этом их важное преимущество в бизнесе.
Этот тренд задали международные компании, он имеет место и на российском рынке. Несмотря на то, что мы IT-компания и численность мужчин больше (порядка 60%), половина топ-менеджмента — женщины. В частности, это директора юридического, финансового, маркетингового и HR-департаментов, а также одного из ключевых производственных — департамента телекоммуникаций. Стратегические решения мы принимаем в ходе дискуссий на регулярной встрече директоров, поэтому наличие разных точек зрения помогает генерировать больше идей, не упустить чего-то важного, выбрать наиболее сбалансированные варианты.
Источник