По окончании своего выступления Ирина Ефремова-Гарт сформулировала два ключевых постулата:
- в первую очередь, ни в коем случае не надо стесняться, и компаниям, безусловно, было бы правильнее закупать товары и услуги у социальных предпринимателей.
"Вы не поверите, как тяжело переубедить всю эту бюрократическую структуру, и нам нужна ваша помощь, чтобы донести до них ценность партнерства с вами" (Ирина Ефремова-Гарт).
- второй момент тоже про партнерство - мы много говорили про некоммерческие организации, что им еще расти и расти.
"Вы не поверите, как многому вы могли бы научить некоммерческие организации. Несмотря на то, что они бесконечно варятся в своей этой социальной среде, они не думают так, как вы. Если у вас есть видение социального эффекта, и вы думаете о возврате инвестиций - это именно тот элемент, которого им не хватает, и вы невероятно могли бы им быть полезными".
Перед Фондом поддержки социальных проектов стоят две задачи – монетизация, создание устойчивой бизнес-модели и финансирование. По словам Дмитрия Богданова, очная акселерационная программа в прошлом году выпустила 119 проектов. Как показывает практика, социальное предпринимательство – это предпринимательство с женским лицом.
«Социальное предпринимательство не должно развиваться в тепличных условиях. Иначе мы теряем модель устойчивого развития. Мы опять скатываемся в ситуацию, если проект нужно постоянно подпитывать, тогда это исключительно благотворительность. Нужны инструменты поддержки, акселерация, чтобы предпринимателю на самых ранних стадиях объяснить, что социальная миссия не подразумевает, что человек как клиент будет за нее платить только из-за того, что он сопереживает. Ему легче самому стать волонтером фонда, чем купить продукт социального предпринимателя, если он видит, что качество или дизайн упаковки не соответствуют его критериям. Многие социальные предприниматели строят свои бизнес-планы, исходя из идей благотворительности, а рынок требует совсем другого», – заключает Александр Панков.
Александр Панков пожелал всем больше пассионарности, больше ощущение того, что люди готовы и не боятся делать ошибки.
"Социальный предприниматель - это миссия, это очень сложный путь - и чем больше будет проектов, тем больше будет расти наш рынок, соответственно, тем качественнее мы сможем дать инструменты поддержки для предпринимателей. Важно, чтобы люди не боялись наступать на свои и на чужие грабли, не боялись делиться своими неудачами, обмениваться с коллегами информацией и своим опытом и самое главное - не боялись делать этот шаг" (Александр Панков).